Авторское право – это распространенная форма интеллектуальной собственности, благодаря которой, например, композиторы и писатели могут не просто создавать что-то новое, но также получать с этого прибыль. Это действительно важный аспект жизни творческих людей. В свою очередь роялти – это также форма интеллектуальной собственности, но не на какое-то конкретное произведение, а на целый бренд. Один из самых ярких примеров современности – франшиза McDonald’s, филиалы этого ресторана быстрого приготовления есть в каждом уголке мира. Предприниматели, открывающие точку в конкретной стране или городе, выплачивают владельцу бизнеса (франчайзеру) роялти – платеж за имя бренда, его популярность, инструменты, бизнес-модель, репутацию.

Разновидности роялти


Не стоит путать роялти (регулярные платежи по франшизе) с паушальным взносом, который является одноразовым и используется в других отраслях бизнеса, более подробно на тему приобретения франшизы можно прочитать на сайте https://j.etagi.com/ps/royalti-chto-ehto-takoe/. Разновидности роялти:

• фиксированная оплата – один из самых непопулярных форматов договоров у потенциальных покупателей, все потому, что сумма отчислений высчитывается из уже существующего плана развития и бизнес-модели, однако не факт, что открытие бренда в конкретном городе принесет соответствующую прибыль;

• процент от прибыли – самый распространенный и реальный формат роялти, в данном случае выплачивается конкретная сумма от месячного дохода и риски банкротства минимальны, подходит для небольших городов;

• процент с маржинальности – если простыми словами, то это разница между себестоимостью конкретного товара и валовой выручкой, подходит для оптовых торговых площадок;

• платеж в закупке – еще один редко используемый формат, актуален в случае, если предприниматель берет продукт на продажу у франчайзера, регулярных выплат нет, оплата только по факту приобретения товара.

Рекламные отчисления могут уже быть включены в договор роялти или представляться в качестве отдельных, самостоятельных выплат. Это сумма, которую получатель франшизы платит владельцу за продвижение бренда.

Юридические нюансы


В первую очередь приходим к пониманию того, что роялти и приобретение франшиз – это область международного права. Очень редко права на бренды выкупаются внутри страны, чаще это зарубежные компании, поэтому процессы налогообложения регулируются по международному и национальному законодательству. Именно двойное налогообложение часто становится основной причиной всех потенциальных проблем, поэтому в данном вопросе рекомендуется разобраться досконально.