Остойчивостью называется способность плавающего судна противодействовать внешним усилиям (волна, взрыв и т. п.), отклоняющим его от положения равновесия.

Внешние силы и момент, которые создают крен кораблю на правый или левый борт, называются кренящими силами и кренящим моментом. Внешние силы и момент, создающие у корабля дифферент на нос или корму, являются дифферентующими.

Корабль возвращается в первоначальное положение равновесия под действием так называемого восстанавливающего момента.

При проектировании корабля обеспечению его остойчивости уделяется большое внимание и прежде всего предусматривается соответствующее размещение грузов, выбираются форма обводов корпуса и соотношения главных размерений.

В качестве действенных средств увеличения остойчивости могут быть использованы: перенос любого груза (механизмов, боеприпаса, топлива, оборудования) вниз, увеличение высоты надводного борта и ширины корабля, увеличение отношения ширины к осадке и т. д.